А.П. Чехов.

Своеобразие конфликта в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

Антон Павлович Чехов – последний представитель критического реализма в русской драматургии. В последние полтора десятилетия своей жизни он создает такие комедии и драмы, как «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Одна из наиболее интересных, глубоких пьес, написанных им в этот период является «Вишневый сад» - комедия характеров.
В драматургии Чехов выступает новатором. В его пьесах зачастую отсутствует внешний конфликт, а, следовательно, нет деления на положительных и отрицательных героев. У Антона Павловича все значимо: и авторская ремарка, и художественная деталь, вырастающая до символа (стук топора, звук лопнувшей струны, город, виднеющийся вдали, вишневый сад). «Пусть на сцене все будет также сложно и также вместе с тем просто, как и в жизни, - писал Чехов. – Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
В комедии «Вишневый сад» конфликт раскрывается очень своеобразно. Внешнего конфликта мы не находим, так как нет противостоящих героев. Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – происходит за сценой. Об этом событии мы узнаем лишь со слов других, тут Чехов поступает очень мудро – ведь сам аукцион не так уж и интересен, гораздо важнее то, как герои относятся к этому событию, что думают, говорят о нем. «Вишневый сад» - пьеса настроения, и именно настроение героев говорит за них.
Но внутренний конфликт в пьесе все же присутствует, конфликт между человеком и временем, человеком и обстоятельствами. Ведь время несмотря не на что не стоит на месте. И за ним надо следить, успевать… А в пьесе герои встречаются после довольно долгой разлуки, и мы видим, что они совсем не изменились. Но ведь это странно, если с течением времени человек не меняется! Но герои «Вишневого сада» живут в прошлом времени.
«Старая женщина, ничего в настоящем, все в прошлом» - так характеризовал Раневскую Чехов. Действительно, у нее все в прошлом: семейная жизнь, любовь, цветущий вишневый сад… Теперь всего этого нет, но она не смогла перестроиться, настоящего для нее не существует, оно ей чуждо и непонятно. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской, тоже весь в прошлой жизни. Это «состарившийся мальчик», который с гордостью говорит: «Я человек восьмидесятых!» - не замечая, что те времена безвозвратно миновали.
Лопахин – герой настоящего. Но и в нем ощущается какая-то неуверенность, не случайно он произносит в конце пьесы слова: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!»
Пьеса «Вишневый сад» обладает определенным комизмом, но смех в ней скорее грустный. Особую выразительность поэтому приобретают скрытые и , на первый взгляд, не очень существенные детали, например паузы, авторские ремарки… И такое редкое и выразительное переплетение комического с трагическим еще больше выделяет тот странный конфликт, возникший в пьесе. Когда люди, прожившие, и в то же время , отставшие на полвека от жизни, пытаются спрятаться от новой жизни и новых проблем, с которыми они уже не в состоянии справиться, в воспоминаниях о прекрасной. Но безвозвратно ушедшей жизни.
Главной бедой героев «Вишневого сада» было то, что их проблема заключалась в них самих, а не в продаже сада. И даже если бы сад не был продан, то это лишь на какое-то время отсрочило бы решение проблем. Но герои Чехова оказываются слишком слабыми людьми…
Таким образом, мы видим, что Антон Павлович в этой пьесе, с помощью нововведений в жанр лирической комедии, показывает вечную смену поколений, смену взглядов на жизнь, преобладающих в обществе. Автор показывает этот процесс глубоко драматичным, но, с другой стороны, поскольку подобная смена поколений не только закономерна, но и необходима, подчеркивает комичность уходящего поколения, несостоятельность «людей прошлого» в современном мире.


Познакомься с народом

E-mail: klinok@atrus.ru

Сайт создан в системе uCoz